Лекция по формальной композиции.

"Точка,пятно."

Точка на плоскости (пособие1)

Точка  ничтожно мала и в изобразительном искусстве является абсолютным нечто (по выражению Кандинского). При увеличении точки, при ее появлении на плоскости меняются размеры и форма самой точки, она превращается в пятно. Начинает меняться звучанье точки в зависимости от того, какую конфигурацию она приобретает.

Точка, находящаяся одна в центре плоскости, прочно держится на своем месте, не проявляя ни малейшей склонности к движению, в каком бы то ни было направлении. Но необходимо учитывать, что центров плоскости два: геометрический и оптический (чуть выше геометрического) Точка (логотип или любой предмет) находящийся в геометрическом центе будет стремится вниз, если точка будет находится в оптическом центре она будет оставаться на месте

 

В момент перемещения точки на плоскости мы видим движение точки относительно плоскости. В данном построении  получается ацентричная композиция, появляется элемент качания.

Движение на плоскости усиливается при увеличение числа точек на плоскости, появляется элемент движения, выраженный во взаимосвязи двух точек. Увеличение количества точек разного размера на плоскости создает иллюзию сложного движения.

 

Пятно (пособие2,3,4,5)

Точка при увеличении превращается в пятно, имеющее определенную конфигурацию. Самые простые возможные конфигурации – это круг, квадрат и треугольник. Каждая из этих форм несет в себе определенную внутреннюю, эмоциональную нагрузку:

  • . По системе Кандинского ему соответствует красный цвет. Сама форма квадрата является законченной и устойчивой, выражающей утверждающие образы. Квадрату чуждо движение.

  • . По системе Кандинского треугольнику соответствует желтый цвет. Треугольник является активной, развивающейся на плоскости и в пространстве формой. Может вызывать агрессивный эмоциональный настрой. В своей основе треугольник имеет двойственность, и может быть, при разном своем положении, устойчивым (вершиной вверх) или сверх –неустойчивым (вершиной вниз). В самом себе он имеет противоречия, как борьбу противоположностей.

  • Самая философская форма из всех (круговорот вселенной, все возвращается на круги своя, и т.д.). С формой круга ассоциируются положительные, спокойные, умиротворенные эмоции. По системе Кандинского кругу соответствует синий цвет.

  • Замкнутая форма в основе, которой лежат плавные линии, соответствуют характеристики круга и присуще определенное движение, которое в зависимости от направления придает дополнительное звучание форме.

  • Замкнутая форма в основе, которой лежат агрессивные линии, соответствуют характеристики треугольника. Усиливается движение формы, что придает ей дополнительное звучание.

Композиционной центр, в основе которого лежит определенная геометрическая фигура имеет схожие психологические характеристики с данной фигурой.

Простые геометрические формы быстрее воспринимаются зрителем и лучше запоминаются по сравнению со сложными.

В психологии хорошо известны приемы привлечения внимания людей за счет формы. Например, наиболее выступающий угол в прямоугольнике становится местом концентрации внимания.

пособие 1
пособие 2
пособие 3
пособие 4
пособие 5
Show More
  • Facebook
  • Houzz Social Иконка
This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now